Горный Алтай. Часть 6.

Так сложилось, что последняя часть про Алтай написана спустя 5 лет. Большую роль сыграло в столь длительной задержке в том, что фотографий было сделано мало, а последний отрезок путешествия по Алтаю дался очень сложно.

Маршрут состоял по Чуйскому тракту в сторону границы с Монголией. Через Семинский перевал, Чеке Таман и Чуйская и Курайская степь. После Курая я решил двинуть на Мультинские озера.
Нужно было вернуться обратно по тому же Чуйскому тракту до развилки перед Семинским перевалом. До этого момента вся поездка происходила на машине с друзьями. По Алтаю вполне комфортно передвигаться на легковой машине, дороги везде хорошие. Если не лезть далеко от основной трассы.

После развилки друзья уехали обратно в низ, а мы двинули в сторону Усть-Коксы. Решено было передвигаться стопом.

Первая же машина спустя полчаса остановилась, это были бухие Алтайцы на ушатанной в хлам Жигули. Передние двери не закрывались, а ехали они не быстрее 40-50км. И это было к лучшему. 50км мы ехали часа три потому, что они останавливались у каждого ручейка и у каждого источника, помолиться и отдать дань. Вообще это был цирк на показуху, и мое объяснение, что я местный и родился на Алтае их не остановило. Обряд дани святым духам заключался в том, что бы умыть лицо в святом источнике, повязать ленточку и дрябнуть стопарик водки, и так до следующего источника. В конце концов мы добрались до развилки, им нужно было в другую сторону и мы с облегчением вздохнули. Далее быстро добрались уже в нормальной машине с бизнесменом из Новосибирска до села Усть-Кан, это районный центр. Сели на рейсовый автобус до села Мульта откуда уже начинался трекинг к одноименным озерам.

В Мульте оказались уже около 22 вечера, автобус всех высадил, пассажиров разобрали местные встречающие и тут мы вдвоем остались посреди деревни, в полной темноте и вокруг никого. Тут я испытал некую растерянность своей неподготовленностью к данной ситуации. В какой дом стучаться, что бы приютили? Решено было поставить палатку, после 15-20 минутного брождений почти в полной темноте вышли на край села и некую поляну, поставили палатку и легли спать. На утро оказалось, что мы встали рядом со скотным двором, вокруг были табуны лошадей и кучи навоза.

По расспрашивая местных в какую сторону идти, мы двинулись. Дошли до Маральника, и поняли, что переоценили свои силы. До первого Мультинского озера налегке и почти бегом можно добраться за 1 день, но с рюкзаками это могло затянуться от двух до трех дней. Идти 20км и все в гору. Рюкзаки были слишком не оптимизированы, куча ненужной одежды и продуктов на целую роту. Продуктов я набрал из страха, что их может не хватить. (Ранее в 2006 ходил в трекинг на Кучерлиское озеро, продуктов не хватило, пришлось на баз покупать по цене на 500% дороже).

Решено было закинуься на местном транспорте за 800р с тела на ГАЗ 66. Пришлось ждать пару часов, пока наберется машина, а едут они от 8-10 чел. Еще не факт, что и наберется.

Эти 20км мы ехали часа два, настоящий кишкотряс.

Дорогой это сложно назвать.

Но все компенсировало открывшийся вид на озеро и ледники.

После дня залипания на первом озере было решено сходить налегке к второму и третьему озеру.

По глупости мы пошли по левому берегу, хотя тропинка была натоптана очень хорошо.
Второе Мультинское озеро:

После второго озера тропинка плавно терялась, и перешла в буераки да камни. И нет, что бы остановиться, мы думали, что третье озеро вот-вот появится, и пробирались дальше.

И пора бы остановиться и повернуть назад, но нет, это все превращается в какой-то азарт. Вот еще за тот поворот, и за ту горку. А потом думаешь, я же столько прошел, ну еще немного. Я это испытал опять в Непале когда ходил в родиалку на высоту 4600 метров. И меня внезапно накрыли облака или туман с плотным снегом. Было стремно, но успокаивало наличие спутникового навигатора и высотомера.

Погода портилась, а ледник или озеро ближе не становились.

Полил дождь, темнело.

И только тогда мы повернули в сторону лагеря. Чай сделать пришлось во время дождя, прямо под пихтой из хвороста.

Вспоминая тот ужас, даже сейчас передёргивает. Не обуви, не трекинговой непромокающей одежды. Обратный путь занять часов 5-6, и больше половины пришлась на ночь. Пришлось идти в полной темноте по буеракам и среди поваленных деревьев.  в лагерь попали в полночь, и было счастьем упасть в спальник в горизонтальное положение и заснуть мертвым сном. Снились ужасные сны, как мы все не могли дойти до лагеря и перешагивали поваленные бревна.

Вот таким был мой Алтай летом 2010 года.